Федеральный государственный образовательный стандарт

 

   Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.
   «Зачем нужен новый образовательный стандарт? Советское образование было одним из лучших в мире. Зачем изобретать велосипед?» - примерно так думают многие родители и учителя. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.
   Сравнительный анализ образовательных систем PISA-2009 направлен не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Оценка образовательных достижений в 2009 году проводилась по направлениям:

  грамотность чтения (Россия – 41-43 места)
  естественнонаучная грамотность(37-40 места)
  математическая грамотность (38-40 места) из 65


Глобализация экономики приводит и к интеграции образовательных систем разных стран. Как российское образование интегрируется в мировую систему образования?

  1. Начиная с принятия в 1992 г. первой редакции закона «Об образовании» создается новая нормативно-управленческая база деятельности образовательных учреждений, которая, с одной стороны, расширила их самостоятельность, но с другой - увеличила ответственность коллективов за результаты образовательной деятельности.

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призвана сделать российское образование привлекательным, конкурентоспособным.

  3. На интеграцию в мировую систему образования направлены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

  Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»
  Причинами изменения парадигмы служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.
  Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

  Состояние разработки и утверждения стандартов.

  1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);

  2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  3. ФГОС среднего (полного) общего образования находится в стадии разработки.

  Введение федеральных государственных стандартов общего образования будет вводиться поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех школах страны вводится ФГОС начального общего образования. С 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования, с 1 сентября 2020 года – ФГОС среднего общего образования. С полными текстами Стандартов Вы можете познакомиться на сайте Министерства образования и науки РФ