ФГОС в вопросах и ответах

 

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО)     Введение новых стандартов образования до сих пор вызывает у родителей большое количество вопросов, на некоторые из них мы постараемся ответить в этом разделе.

 -  Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

 -  Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

 -  Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

 -  Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

 -  Что такое информационно-образовательная среда?

 -  Что изучается с использованием ИКТ?

 -  Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

 -  Что изменится в жизни школьников и их родителей с введением нового стандарта?

 -  Что даст введение новых стандартов школе, ученику?


 -  Допускается ли работа на компьютере в первом классе?

 -  Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?

 -  Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?

 -  Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?

 -  Изменяться ли учебники для начальной школы?




   Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

   Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России. Материалы по ФГОС НОО также размещены на сайте разработчиков ФГОС.

   Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

   Стандарт выдвигает три группы требований:
   1.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
   2.Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
   3.Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

   Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

   Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью - развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
   Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
   Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
   Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
   Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

   Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

   Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
   1. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
   2. метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
   3. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
   Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
   Пример:
   Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
   Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

   Что такое информационно-образовательная среда?

   Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

   Что изучается с использованием ИКТ?

   Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
   Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
    Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
   В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
   В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
   Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

   Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

   Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
   Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
   Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
   Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
   Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

   Что изменится в жизни школьников и их родителей с введением нового стандарта?

   Новый стандарт подключает родителей к управлению школой. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс. На школьных советах они будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми - это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и определять, какое дополнительное образование им необходимо. При этом ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Семья же ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования. Новизна ФГОСа заключается также в том, что в основе предоставления образовательных услуг лежит трехсторонний договор между родителями, школой и муниципалитетом, определяющий равную ответственность за результат образования.

   Что даст введение новых стандартов школе, ученику?

   На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
   Например, уже с первого класса ребенок должен выполнять индивидуальный проект, соответствующий его возрасту. Важно научить школьника овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, формировать у детей мотивацию к обучению, оказывать им помощь в самоорганизации и саморазвитии. Вторая половина дня будет насыщена разного рода внеурочной деятельностью - экскурсиями, кружковыми занятиями, работой школьных научных обществ, соревнованиями, поисковыми и научными исследованиями и т.п., в ходе которых школьник должен научиться действовать, принимать решения. Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность, используя возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций, а в каникулярное время - в рамках деятельности лагерных смен. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

   Допускается ли работа на компьютере в первом классе?

   Да, при соблюдении определенных правил. Учитель обязательно чередует такую работу с другими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительностью времени работы учащихся за компьютером.

   Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?

   Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

   Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?


   Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

   Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?

   Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.), все это должно быть прописано в основной образовательной программе школы. В случае, если по вашему желанию в школе организовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, что предусматривает ООП), тогда услуги оплачиваются родителем согласно заключенному договору.

   Изменяться ли учебники для начальной школы?

   Да, содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2000», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа.